Спикерами конференции стали ведущие эксперты и специалисты в области образования, в том числе по эколого-социальному образованию, а также педагоги-практики.
Земля – основа существования человечества. Не все знают, что есть такой документ глобального характера «Хартия Земли». Это декларация, защищающая права Земли (а значит – человечества!) и основанная на принципе экологической целостности и морально-этических ценностях, являющихся основой для построения мирного, справедливого, ответственного за жизнь на Земле общества, т. е. для устойчивого развития, предполагающего сбалансированность 3-х составляющих: Экологии-Экономики-Общества.
В нашей стране практический опыт реализации принципов Хартии Земли уже имеется: первый в мире регион практического применения, экспериментальной площадкой реализации принципов Хартии Земли стал Татарстан, который уже 20 лет работает, руководствуясь принципами этого определяющего документа. Наращивание экономического потенциала на основе инновационных, «зеленых» технологий и стандартов, решения проблем экологии, стремления к неистощительному, рациональному природопользованию, практической, научной, академической работы по предотвращению экологических вызовов и угроз, повышения благосостояния и улучшения здоровья населения, сохранения культурного наследия, поддержания здорового образа жизни и т.п – итоги 20 летней работы, подведенные на Международной научно-практической конференции, которая организована и проведена 27 апреля 2021г. в г. Казань.
Основоположником, руководителем и идейным вдохновителем реализации принципов и правил Хартии Земли и возрождением культурного и духовного наследия стал первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, который и сейчас активно содействует устойчивому развитию РТ. Продолжает это движение к «будущему, которое мы хотим» команда Госсовета РТ, которая дает «зеленый свет» различным экологическим направлениям, как в производственной и образовательной сфере, так и организациям, движениям, деятельность которых направлена на развитие экологической культуры, формирование экологически ориентированного мировоззрения с детства, реализацию эколого-социальных проектов, образовательных программ.
Для успешной реализации основополагающих принципов Хартии Земли нужны четкие знания, причем в процесс образовательной экологизации должны быть вовлечены все слои населения (от детей младшего возраста до активной работающей части общества и пенсионеров), производственники (не зависимо от занимаемой должности и подразделения), депутатский корпус, государственные и муниципальные служащие и чиновники высшего звена, специально уплномоченных в области экологии органов, от которых собственно и зависит принятие тех или иных управленческих и организационно-технических решений.
Что касается экологического обучения и просвещения в семье, детсадах, школах: приемлемо, помимо традиционных эколого-воспитательных акций, игр, квестов, конкурсов, субботников, флеш-мобов, тренингов и тд, и использование тех же ролевых компьютерных игр (по возрасту): как экологически грамотно и гармонично вести себя в быту, лесу, на водоеме, море, даче, в поле и т.д. Т.е это детско-юношеское ситуационное экомоделирование. Это жизненно необходимо, полезно и как весомая альтернатива заполонившим сознание детей агрессивно-психологическим, разрушительным играм и фильмам, которые настоятельно учат «убивать», загрязнять не только природу, окружающий мир, но и уничтожать друг друга и саму жизнь на Земле.
Ясно, что при сложившейся ситуации, как экономической, так и политической, в условиях пандемических ограничений, процесс всеобщей экологизации будет не скорым. Но так же ясно, что экология – это платформа, на основе которой в конечном итоге, произойдет объединение человечества (а не по политически или экономическим соображениям). Борьба за природные ресурсы (воду, землю, воздух и тд) выходит на передний план и становится глобальной и определяющей.
Главный вывод проведенного мероприятия: достижение баланса «экология-экономика-общество» — принципа устойчивого развития общества — возможно при всеобщей экологизации сознания, понимания и принятия того, что благоприятную окружающую среду создаем мы сами.Это и есть основополагающие принципы устойчивого развития. А в современном изложении можно выстроить такую пирамиду:
Учиться
Учиться, чтобы знать
Учиться, чтоб уметь
Учиться, чтобы жить
Учиться, чтобы жить вместе!
Как сказал Фарид Хайруллович Мухамедшин – председатель Госсовета, «самая большая сложность в процессе практической реализации Хартии не только в том, чтобы изменить экологию к лучшему. Гораздо труднее изменить сознание людей, навсегда закрепить в нем идеи добра, справедливости, ответственного отношения к окружающему миру. Это длительный и сложный процесс, невозможный без участия в нем институтов гражданского общества».